25 декабря 2017 г.

РАССКАЗ ПРО УЗУНКОЛЬСКОЕ ЛЕТО, в котором «БЕРКУТ-9» ОКАЗЫВАЕТСЯ В ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

09-23.07.17 г.

Очередной Чемпионат в горах Узункола, организованный Ставропольской Краевой Федерацией Альпинизма, выдался для нашей группы крайне удачным и плодотворным. Погода была достойна похвал, как и климат в нашей команде. Необходимые занятия были пройдены, новые умения получены, трудности преодолены, планы по горовосхождениям претворены в жизнь, а альпинисты возвращены по месту проживания живыми, здоровыми, полными сил и крайне довольными. Наступило то благодатное время, про которое можно с полной уверенностью не кривя душой сказать, что у команды «Беркут – 9» было действительно всё хорошо!

Здесь, дорогой мой читатель, ты справедливо спросишь меня: «Что же может быть интересного в дальнейшем рассказе, если вся его соль уже изложена в первом абзаце? В чём тут подвох?» А тут всё дело вот в чём. Сказать «У «Беркута – 9» всё хорошо» – это значит почти ничего не сказать. Ведь «Беркут – 9», сам того не зная, оказался в действительно интересном положении, и у него всё было хорошо настолько, что он даже не мог подозревать об этом!

А теперь обо всём по порядку!

9 июля, День 1

Возвращение в Узункол после годового расставания было подобно празднику! Снова – вызывающая восторг величавая белоснежная вершина Эльбруса на въезде в ущелье! Снова – безумные густые дурманящие запахи чабреца и земляники! Зелень лесных опушек с красными крапинками крошечных ароматных ягод и голубые ленты рек радуют глаз. Воздух полнится свежестью, а душа – радостью от предощущения грядущих походов. Альплагерь Узункол ярок от разбросанных повсюду пёстрых лоскутов палаток и улыбок Черноморцев, многие из которых приехали в этот район впервые, в том числе и Даша, мой давний горный соратник.

10 июля, День 2

Прежде чем выйти на альпинистские маршруты, мы вновь должны пройти цикл занятий: скальных, снежных и ледовых. И так как скалодром занят, мы, не мешкая, выступаем к леднику Мырды.

Подход к нему пролегает через одноимённую долину. В неё, широкую и пологую, бурлящими шумными каскадами низвергаются десятки рек и речушек, берущих начало в ледниках окрестного горного цирка. Стекаясь и разливаясь по дну долины протоками разноцветной, от ярко-рыжей до бирюзовой, искрящейся воды, реки образуют топь. Затяжные дожди делают болото труднопроходимым.

Однако нынешний июль оказался скуден на осадки, поэтому реки заметно обмелели, топь подсохла. По её дну, поросшему ковром сочной травы, пролегли гостеприимные тропинки.

Из буйной травы на нас поглядывают венчики пёстрых крошечных полевых цветов, солнце ярко светит, небо радует чистейшим ультрамарином, поляна Мырды дышит свежестью, порхают бабочки, на полянах мирно пасутся стада коров и грациозных лошадок. Ветви берёз, образующих рощицу в верховьях долины, полощут листья в протоках чистейшей воды.

Над их тонкими белыми стволами стеной поднимаются горы. Верховья ущелья справа налево замкнули правильный конус горы Пирамида (3650 м. над у.м.), огромный массив Гвандра (3983 м.), отделённая от него ледником и перевалом Мырды массивная угловатая громадина легендарной вершины Кирпич (3800 м.), а также вершина Далар (3979 м.).

По тропе, утопающей в зарослях рододендрона, поднимаемся к верхним ночёвкам, расположенным на правой боковой морене выше языка ледника Мырды. Здесь, в пустынном царстве льда и камней, властвуют сильные холодные ветры, нисходящие с продрогших вершин. Здесь с трудом вспоминается о лете, которое заплутало там, внизу, в благодатной долине средь зелёных берёзок.

Во второй половине дня спускаемся к леднику, где под руководством Сергея Евгенова, назначенного в качестве тренера команды старших разрядников, проводим снежные занятия и отрабатываем взаимодействие связок на снежном рельефе.

11 июля, День 3

Вслед за ранним подъёмом следуют ледовые занятия, которые не удаётся провести в полном объёме из-за отсутствия открытых трещин на теле ледника: все они оказываются забиты снегом. Поэтому спасательные работы для провалившегося в трещину отрабатываем на более пологом рельефе, в полдень сворачиваем бивак и отправляемся в путь к альплагерю.

А на выходе из берёзовой рощицы наша группка всё-таки набредает на болотистый участок долины. Мы аккуратно шагаем по утонувшим тропам сквозь вездесущие заросли зелёной осоки, залитые водами разлившейся реки, и наша обувь проваливается в зыбкую твердь, непрестанно чавкая. Перепрыгнув несколько полноводных проток и немного поплутав, мы благополучно выходим к сухим тропинкам.

12 июля, День 4

Насыщенный день скальных занятий. Как и год назад, мы отправляемся на скалодром, нависший стеной над бурным потоком реки Узункол, где лазаем учебные маршруты с нижней страховкой и осуществляем подъём по закреплённой на отвесе верёвке с помощью двух жумаров и педальки. И всё это время меня не покидает удивительное чувство, словно мы никогда и не покидали Узункол, словно, приехав однажды, мы остались здесь навсегда, а прошлогодние скальные занятия состоялись только вчера. Но кое-что всё же изменилось: маршрут, пройденный нами в прошлом году, теперь идут нынешние третьеразрядники, предоставив нам более сложные участки скалы.

13 июля, День 5

Вновь, как и год назад, на восхождения нас ждут Доломиты! Именно туда наша команда направляется солнечным утром, на развилке двух дорог возле погранзаставы повернув налево, в ущелье Кичкинекола.

Снова – белые крапинки лёгких облаков на синем небе, снова – нешуточный жар июльского солнца, и вид на верховья долины реки Кичкинекол и на венчающие их горные вершины всё так же великолепен! Слева направо во всей своей красе и мощи, окружённые кружевом ледовых трещин, перед нами предстали легендарные в среде альпинистов вершины Фильтр (3690 м. над у.м.), Замок (3871 м.), Двойняшка (3743 м.) и величественный бастион Далара (3979 м.). Опять это удивительное чувство, будто всё это уже однажды случилось с нами! И даже позывные команды со времён весеннего выезда сохранились прежние – «Беркут – 9». Вот только команда у нас теперь иная: от «Беркута – 9» осталась лишь я, с Иваном у нас пройдено вместе несколько выездов, а с Людмилой и Сергеем мы ходим впервые. А раз так, то череду восхождений наша четвёрка начнёт с простых вершин, чтобы вместе сходиться и быть готовым к более серьёзным маршрутам.

…Меж тем наш путь из ущелья Кичкинекол к скальной короне Доломитов пролёг налево и вверх по крутому натоптанному серпантину, вившемуся среди разнотравья альпийских лугов вдоль ручья, образовавшего в своём течении ступени и водопады. Было душновато, и густой забористый аромат незабудок, горца, чабреца, клевера, рододендронов и других неизвестных мне цветов, раскинувшихся пёстрым ковром под нашими ногами, кружил и дурманил нам голову.

Миновав две ступени подъёма и перевалив через скальную дамбу, перегородившую верховья долины, мы вышли к голубой глади озера Доломит.

В бездонной непрозрачной синеве этого озера утонуло небо, растворив в его водах жидкую бирюзу. И по его дну была проложена каменистая подводная тропка, ведущая на единственный островок. Водное зеркало с трёх сторон сжимали в тиски гигантские осыпные пелерины стены Доломитов, с четвёртой же стороны путь ему преграждала сама дамба, узкая, но высокая. Под ней у левого рукава озера к вечеру мы разбили свой лагерь.

14 июля, День 6

Подъём – в 02.00, выход – в 03.40. В полной тишине ночи пустынный пейзаж выглядит немного космическим. Полная луна льёт в озёрную чашу жидкое расплавленное серебро.

Путь к дуге перевала Южный Доломит осложнён тем, что плотный снежный наст скован морозом и по прочности напоминает бетон. Медленно и аккуратно цепочкой продвигаясь вперёд, бьём ступени на крутом снежном склоне краем жёстких альпинистских ботинок, иногда прибегая к помощи ледорубной лопатки. Недаром же говорят, что снежный рельеф – один из самых опасных и непредсказуемых видов препятствий, с которыми сталкивается горовосходитель. Наконец опасный участок, который мы коллективно признали ключом сегодняшнего маршрута, преодолён! Солнечный рассвет мы встречаем на перевале, слушая весёлое щебетанье отогревшихся в живительных лучах пташек и тревожные посвисты уларов – диких горных курочек, перо которых обладает рябым пёстрым окрасом.

Достав снаряжение, мы начинаем траверс вершин Главная – Южная массива 40-летия ТАССР (3480 м над у.м.), имеющий категорию сложности всего лишь 2 А. Попеременно делим лидерство с Людмилой. Снаряжение применять практически не приходится, идётся легко и довольно быстро, вот только маршрут невероятно длинный, и солнце, несмотря на столь ранний час, печёт нещадно, многократно отражаясь и преломляясь от снежных полей, окружающих массив. Пробегают мимо жандармы Столб и Игла, первая вершина с её запиской, затем перемычка, и вот к девятичасовой связи с базовым лагерем «Беркут – 9» сообщает о прохождении маршрута.

Здесь нас догоняет связка старших более опытных товарищей Андрея Пекина и Владимира Олюнина, которые тоже идут этот маршрут в качестве разминки. Вместе с ними мы начинаем путь в лагерь у озера, организовав дюльфер с очень крутой снежной перемычки. К тринадцатичасовой связи наша группа возвращается к палаткам, проделав утомительный длинный обратный путь по вязкому раскисшему снегу.

15 июля, День 7

Подъём – в 02.00. Выход – в 03.30. В 04.30 в предрассветных сумерках по наклонной травяной полке над тремя узкими чернеющими скальными гротами начинаем маршрут 3 А на Северный Доломит (3748 м над у.м.), проложенный по западной стене.

К 09.00 выходим на Большую полку, опоясывающую собой практически весь массив Доломитов. Полка осыпная и довольно широкая, и протоптанные в редкой траве тропинки свидетельствуют о том, что она пользуется популярностью у местных горных туров. Траверсируем её немного влево, и, минуя небольшой навис, к 13.00 выходим на вершину. Здесь мы вновь встречаем команду Пекин-Олюнин, носящую позывные «Беркут – 4». Эти шустрые опытные ребята к полудню успели пройти маршрут 4 А категории трудности!

Начинаем спуск по снежно-осыпным полям доломитовой стены, которые выводят направо, к подножию перевала Охотничий. Понимаем, что в маршруте 3 А эти поля, видимо, и являются ключом маршрута! Сильно наклонённые, нестабильные, иногда выводящие на сбросы и опасные живые полки, эти осыпи требуют особой внимательности от уставших, прошедших маршрут людей.

Пальцы и ноги ломит, тело просит передышки, но после спуска с вершины мешкать не приходится – у нас по графику намечено возвращение в базовый лагерь. Сворачиваем бивак, и, пожелав оставшимся постояльцам хороших прохождений, сквозь румяную нежнейшую закатную дымку уходим прочь, к благоуханным засыпающим альпийским лугам, и ещё ниже – в спрятанный средь темноты леса альплагерь.

16 июля, День 8

День отдыха приятен вдвойне, если ему предшествуют и вслед за ним следуют хорошие прохождения. На разборе полётов обсуждать нечего – всё прошло динамично и гладко, группа прекрасно сходилась и готова к новым горам. Выпускаемся на очередные маршруты: 4 А на Доломит Северный и 3 Б на Доломит Южный, а потом до сумерек бродим по окрестным полянкам в поисках земляники и чабреца. Грибы мы тоже пытаемся разыскать, но тщетно – вот уже более недели погода держится подчёркнуто сухо и скупа на дожди.

17 июля, День 9

Второй подход к озеру Доломит даётся нам гораздо легче – группа великолепно акклиматизировалась, что не может нас не радовать! А у самого озера меня ждёт ещё одна радость – встреча с Дашей, только что вернувшейся с маршрута 3 А, пройденного нами ранее. Она в восторге от горного района Узункол, и этот восторг я с радостью делю с ней!

Тем не менее сегодня есть место и для тревоги, ведь завтра нас ждёт 4 А по правой части Западного Бастиона вершины Северный Доломит. Это – первый маршрут такой категории сложности для троих участников нашей команды. Внимательные расспросы прошедших этим путём товарищей утвердили нас в мысли, что он заслуживает присвоенной ему категории, насыщен сложным лазанием, а главное – весьма камнепадоопасен.

Несмотря на беспокойство, которое читается в глазах каждого участника нашей группы, нам удаётся немного поспать перед столь непростым испытанием.

18 июля, День 10

Подъём – в 02.00. В 03.10 – выход. В контровом свете луны, нанизанной на частые зубья пилы Доломитов, они представляются ещё более острыми и жуткими.

По очень крутой осыпи в свете фонариков подходим под зияющую расщелину правой части гигантского отвесного бастиона, связываемся, и к 04.00 с первыми проблесками рассвета мрачный кулуар поглощает нас.

Серо-сизый и бесформенный в предрассветных сумерках, он напоминает круто наклонённые зализанные бараньи лбы. Однако если принять во внимание огромный осыпной минеральный конус в нижней его части, то можно понять, что вылизал его отнюдь не ледник: вся эта гигантская расщелина была выгрызена в скальном монолите постоянным сходом камней. Вот и сейчас они постоянно норовят вырваться у нас из-под рук и ног и падают откуда-то сверху, стуча по каске и рюкзаку и засыпаясь за шиворот. Чувствовать себя мишенью в этой игре в рулетку крайне неприятно. Одновременное движение осуществляем осмотрительно и быстро, предупреждая товарищей об опасности. Грозно кричат улары. Пики Кичкинекольского горного цирка обагряет кровь, и к 05.30 в лучах рассвета мы оказываемся на Большой полке. Здесь бесшабашно резвятся туры, перескакивая с одного шаткого камня на другой прямо над пропастью. Так вот кто был источником частых камнепадов!

Кулуар пройден. Но он – лишь наиболее простая меньшая часть маршрута. Выше начинается напряжённая скальная работа для нашего лидера и постоянный жумаринг на перилах – для остальных участников. Однако уверенно идущий первым Серёжа Решетник не унывает даже на отвесных стенах, шутливо именуя их «травяными огородами».

Последние две стенные верёвки заставляют нас быть предельно внимательными: скалы, представляющие из себя расколотые плиты, при малейшей нагрузке бросаются гигантскими обломками. Прижимаясь к скале за перегибом рельефа или под карнизом, пережидаем, пока верхний участник не прекратит движение, и только тогда начинаем подъем. Здесь же падающие камни перебивают одну из наших динамических верёвок.

Выходим на гребень. Он, состоящий из узких острых перемычек, башенок и скального крошева, тоже отнимает некоторое время.

Часовая связь застигает нас на предвершинном снежно-осыпном взлёте в ста метрах от вершины. Через полчаса мы уже отдыхаем у каменного тура, благодаря Серёжу и друг друга за быстрое прохождение маршрута. Любуемся близкой громадой Эльбруса, окружившего себя пелериной облаков, и красивой панорамой окрестных гор.

К 16.30 наша команда возвращается к палаткам, пройдя вниз уже знакомым путём по осыпным тропам, и там наконец принимает долгий заслуженный сон!

19 июля, День 11

День отдыха у нашей четвёрки сегодня тоже заслуженный! Солнышко пригревает, и мы купаемся в ледяном озере, загорая на его единственном островке. Черноморцы, в команде которых находится Даша, идут 3 Б на Малый Доломит; в соседней долине с Райских ночёвок спасотряд спускает девушку, повредившую ногу при подъёме на пик Распопова; команда «Беркут – 5» медленно движется по сложному маршруту на Северный Доломит, пролегающий по центральной части западного бастиона; инструктор Миша Яценко с группой третьеразрядников к вечеру спускается с 3 Б на Южный Доломит, принося вести о грозе.

Непогода не заставляет себя ждать. Принеся серую хмарь, она заволакивает горизонт, гремя раскатами над вершиной Далара и альплагерем. Начинается крупный град, становится холодно и ветрено. Меж тем ребята из команды «Беркут – 5» продолжают работать на маршруте. Теперь их, отлично наблюдаемых на гигантском рыжем монолите бастиона горы, заволакивает дымка, а затем скрывают ранние сумерки. Мы слышим лишь отчаянные надрывные крики, которые мало походят на чёткие команды. Серьёзно переживаем за них. Однако свет двух крошечных фонариков, спустившихся к полуночи вниз меж камней по осыпной полке, сообщает нам о том, что маршрут удачно пройден и ребята вне опасности.

20 июля, День 12

Это был один из самых длинных и изнурительных дней, проведённых в горах.

Бушует гроза. Рваный ветер бесцеремонно теребит палатку и кружит мелкое каменное крошево, наметая нам под оборванный тент песчаные дюны.

02.00. Гроза неистовствует над Даларом. Время подъёма откладываем.

03.00. Тёмное низкое небо охвачено сполохами молний. Подъём откладываем.

К 04.00 прекратило сверкать. Подъём и сборы. Погода ветрена, сыра и холодна, но осадков нет. Стена Доломитов закрыта облачностью, наш маршрут на Южный Доломит (3708 м. над у.м.) не просматривается. Решаем всё же подойти под него в ожидании, что дымка рассеется.

Проходим вдоль всей стены Доломитов по морене умирающего, почти полностью вытаявшего ледника. Пронизывающий до костей ветер рвёт в клочья облака, и они проносятся мимо, то закрывая, то открывая путь подъёма на вершину.

От перевала Доломит Южный начинаем движение налево по скальному маршруту, который пролегает по западной стене через ключевой участок, именуемый «Морковкой». Этим путём я уже поднималась ровно год назад.

Ветер и не думает униматься, солнце затерялось в пелене серых туч, ожидать на станциях холодно, нас бьёт озноб. Лидирует Иван. Половину маршрута проходим одновременным движением, половину – на перилах.

Поднимаемся «в лоб» по почти отвесной стене «Морковки» и после двух верёвок сложного лазания достигаем гребня. Он, как ёжик, заблудился в тумане. По причудливым башенкам и беспорядочным навалам из крупных и мелких отколотых блоков и плит выходим на вершину. Она открывается как раз к сеансу связи, назначенному на 13.00. Подгоняемые ветром, мимо частых скальных башенок, кривых острых гребней и провалов проносятся облака, постоянно меняя пейзаж. На северо-западе блёкло синеет лоскут озера Доломит и маленькие точки наших одиноких палаток. Пора нам возвращаться туда как можно скорее, ведь погода крайне нестабильна, а воздушные массы могут нести в себе статическое электричество. Возможно, именно по этой причине мне не по себе, и я ощущаю лёгкие покалывания металлических элементов снаряжения.

По мокрому глубокому снегу, лежащему вдоль узкого гребня, движемся южнее, в сторону спускового кулуара, который располагается на второй по счёту перемычке от пути подъёма.

Кулуар этот, видимо, из-за залегавшего здесь когда-то в древности ледникового языка, представляет собой череду находящихся под огромной отвесной стеной крутых бараньих лбов, всех в наледи, и заканчивается узким крутым снежником, тело которого изборождено рытвинами от ползущих и падающих гигантских валунов. Аккуратно, и в то же время не мешкая, спускаемся дюльфером, и после неприятного прохода по крутому мокрому снегу мы с первыми солнечными лучами, пробившими туманную пелену, наконец оказываемся под дугой перевала Южный Доломит. Взойдя на него к 17.00 и вновь спустившись на другую сторону по ледниковой морене, мы возвращаемся к палаткам.

Насквозь вымокшим и продрогшим, принесшим с горы мотки набухших от воды верёвок, нам так хочется просушиться и отдохнуть.

Однако осуществить это не приходится: главный тренер требует немедленного спуска, так как горный выезд подходит к концу, а спасательные работы в двойке на сложном рельефе ещё не отработаны и не сданы.

Время – 19.20. Солнце гладит закатными лучами вершины окрестных гор. Прощаясь с Доломитами, под тяжестью рюкзаков мы уходим вниз, и дальнейший долгий путь нам освещают лишь огоньки налобных фонариков, мерцающих в полной темноте. Окончательно изнурённые и измотанные, голодные, с истёртыми ногами к десяти часам ночи достигаем порога альплагеря.

21 июля, День 13

Не успевшие отдохнуть, в полусне мы до вечера разучиваем спасработы.

22 июля, День 14

Пытаемся их сдать, а потом, когда над лагерем сгущаются сумерки, устраиваем «депрессивный ужин». Так мы его назвали, конечно, шутя. Но прощание с горами всегда грустное. Надеемся на удачное возвращение тех, кто всё ещё находится на маршрутах, благодарим товарищей за выезд и желаем друг другу как можно скорее вернуться сюда, ведь именно горы и горные друзья делают нас счастливей и чище.

23 июля, День 15

Попрощавшись с теми, у кого выезд ещё продолжался, мы покинули Узункол и вернулись в город.

А потом, когда я разбирала вещи и перечитывала прошлогодний отчёт о поездке туда, я вдруг заметила одно удивительное обстоятельство.

Первый мой выход на вершину Доломит Южный состоялся 20 июля 2016 года. Второй - в этот же самый день годом позже. Время выхода к вершине совпадает вплоть до минут. Но дело здесь вовсе не в цифрах. Погодные условия невероятно схожи. Даже рисунок беспорядочно наваленных на гребне камней остался прежним. Не зря весь выезд меня посещало чувство дежавю, будто я вернулась на год назад или, наоборот, целый год не уезжала отсюда. Горы живут своей невероятно долгой, тайной жизнью, которая в сравнении с мимолётными искорками наших судеб сродни вечности. Что же меняется? А меняются люди, постоянно работая над собой, чтобы в очередной раз смочь вернуться к этим скальным исполинам и прикоснуться к их жизни, как к великой тайне.

20 июля 2016 года, время - 13.00
20 июля 2017 года, время - 13.00
А ещё спустя время я узнала, что на всех пройденных нами вершинах нас было уже пятеро!