24 октября 2015 г.

АЛЬПИНИАДА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» или ПУТЕШЕСТВИЯ НАД ОБЛАКАМИ

10-18.10.15 г.

Я летела вдоль цепи Кавказских гор. Подо мной проплывали заснеженные вершины отрогов Главного Кавказского хребта, переходящих к северу в скалистые предгорья. Подо мной разверзались огромные пасти широких ущелий и глубоких долин, полные сочной зелени и влаги шумных горных рек, разливающихся на множество витиеватых протоков в своём нижнем течении. В порывах свежего морозного ветра проплыли подо мной ущелья Архыза, Домбая, Узункола, потом взгляду открылись более масштабные провалы ущелий Баксана, Чегема и Черека Безенгийского. Затем мой взор обратился к югу, где из тесноты громадного мрачного ущелья, сдавленного грядами скал, на свободу вырывался мощный горный поток, который, пенясь и гремя и образуя стремительные водовороты, вручал свои струи чистейшей голубоватой воды объятьям седого моря. Оно, тяжело вздыхая, разбивало гигантские рокочущие валы о скалистые уступы берегов и дымилось мириадами ледяных брызг, беспощадно сверкающих на горизонте в лучах ослепительно-яростного солнца. Воздух был полон свежести, света и благоуханий ладана и восковых свечей, курящихся в помещениях пышно украшенных храмов, теснящихся во множестве на берегу.

Я проснулась. Это был сон. Сон, предвосхитивший ощущением эпичности и величия мироздания долгожданный грядущий выезд в горы на альпиниаду, организованную Ставропольской краевой федерацией альпинизма.

10 октября, День 1.

Ранним октябрьским утром, солнечным и ветреным, мы вновь оказались в Архызе и на уже знакомой нам просторной, поросшей могучими соснами поляне Таулу возле реки Софии развернули базовый лагерь. Впереди были девять дней напряжённой работы в горах в команде добрых друзей и единомышленников, с которыми нам полгода назад посчастливилось пройти начальный курс альпинистской подготовки и получить значки «Альпинист России».

Первая же ночь подарила нам россыпи невероятно ярких звёзд, блистающих в морозной вышине над палатками базового лагеря и меж темными громадами сосен.

11 октября, День 2.

Совершаем трекинг к месту скальных занятий, расположенному в долине под озером Секретным.

Редкие лиственные деревья золотятся в своём пёстром огненном убранстве под нежными тёплыми лучами солнца, контрастируя с небесным ультрамарином. Осень в Архызе действительно золотая!

Учимся работать со скальными крючьями, швеллерными крюками, закладками, гексами, экстракторами, организовываем станции страховки. Звонко поют крючья, с каждым ударом молота повышая тональность, в воздухе замирает запах жжёного раскрошенного камня.

Под вечер резко теплеет, небо затягивает белой пеленой, начинает накрапывать дождь. В Архыз приходит циклон, а это значит, что в ближайшие дни хорошей погоды ждать не стоит.

12 октября, День 3.

Ранним сырым утром собираем альпинистское и бивачное снаряжение, тёплые вещи и недельный запас продуктов, прощаемся с уютом базового лагеря и под грузом увесистых рюкзаков, ведомые нашим инструктором Константином, сквозь дожди уходим к месту штурмового лагеря в верховья долины реки Гаммеш-Чат, к озеру Верхняя Запятая. Эта высокогорная долина располагается в средней части Софийского хребта.

Наш путь пролегает вначале по грунтовой дороге, идущей вдоль русла реки Софии. Не доходя до верховий Софийского ущелья, мы поворачиваем вправо и, перейдя реку по мокрому и скользкому массивному бревну, вступаем в зону хвойного леса и начинаем взбираться вверх по зарослям высокой пожухлой травы. Скоро между частыми стволами вековых елей обнаруживается наторенная тропа, которая, петляя, выбегает на пологую поляну, заросшую низкими берёзами, а потом вдруг приводит к поросшей лесом скале, являющейся первой ступенью долины Гаммеш-Чат.

Тропа, увеличивая крутизну, выводит нас по правой стороне ступени на её вершину. Оттуда нашим усталым взорам открывается дно троговой долины с небольшим неглубоким озерцом в её южной части, из которого, совершая плавный изгиб, вытекает широкая речка, образующая вместе с озером форму запятой. Оттого озеро и носит название «Запятая». Его высота - 2230 м. над у.м.

Озёрная впадина переходит в плавный подъём, замкнутый высокой и мрачной скальной стеной с величественным водопадом в её центре, пенящимся на каменных уступах. Это – вторая ступень долины. Она выглядит склизкой и труднопроходимой, особенно в дождь.

Над этой ступенью в клубах серых дождевых облаков теряются скальные вершины массива Кара-Джаш. Именно там, наверху, у подножия этих неприветливых вершин лежит озеро Верхняя Запятая – место нашего штурмового лагеря.

К частым каплям холодного дождя добавляется неприятный ветер, который, не переставая дуть, пробирает до костей. Дождь перерастает в ливень. О том, чтобы дойти сегодня до стоянок на Верхней Запятой, не может быть и речи.

Мокрые и продрогшие с ног до головы, шлёпаем ногами по заболоченной долине озера Запятая и прямо там, на мягкой почве, при нажатии на которую сочится вода, скорее разворачиваем палатки и переодеваемся в сухую одежду. Отогреваемся, пьём горячий чай, ужинаем и укладываемся спать под монотонный стук капель о верхний тент палатки.

13 октября, День 4.

Дождь всю ночь не унимается и только к утру переходит в еле заметную морось. Пытаемся проветрить и подсушить вещи, скорее сворачиваем лагерь и отправляемся на штурм скального порога.

Тропа, плавно набирая высоту, петляет по осыпи между зарослями рододендрона, оставляя позади последние кривые берёзки. Далее тропа подходит вплотную к правой части ступени и начинает крутым скользким и мокрым серпантином, иногда переходящим в голые скалы, взбираться там, где в промоине стекает ручей. Вдоль его русла осторожно, боясь поскользнуться, перевешиваемые грузом рюкзаков, поднимаемся в верхний цирк долины.

Давно начавшийся дождик переходит в мокрый снегопад. Поднимается ветер, становится холодно. Прячась от порывов ветра за огромный валун, скорее утепляемся и отправляемся вверх к гладким бараньим лбам, плавно огибая которые, внезапно выходим к стальной глади озера Верхняя Запятая.

Снова спешно ставим палатки и судорожно, трясясь всем телом от пронизывающего холода, переодеваемся в последний комплект сухой одежды.

Слушаем и наблюдаем, как на вершине над озером неизвестная нам группа альпинистов, несмотря на непогоду, совершает восхождение, и их команды, отдаваемые на гребне дрожащими голосами, ветер рвёт и уносит прочь.

К вечерним сумеркам разъяснивается, что позволяет нам выйти наружу и осмотреться.

Высота озера, у которого мы стали лагерем - 2800 м. На этой высоте растительности практически нет. Яркие рыжие палатки пестреют среди бесконечных просторов безжизненного каменного крошева. Само озеро находится в маленькой чаше, со всех сторон окружённой скально-осыпными округлыми вершинами, в своей центральной части имеющими ярко выраженный зубчатый гребень, так что складывается картина, будто стая доисторических ящеров стегозавров пришла на водопой и улеглась отдыхать в водах озера, оставив на поверхности свои изогнутые спины, украшенные по хребту массивными чешуями-зубцами.

Самый небольшой такой «ящер», улёгшийся напротив нашей стоянки – вершина 60 лет КЧАО. Это – 1 Б, и на неё мы сходим в первую очередь в целях повторения и закрепления на практике пройденного материала.

Эта гора перемычкой соединена с ещё одним, более крупным «ящером», который серой громадой возвышается над нашим крошечным лагерем. Зубцы его хребта выглядят острее. Это - вершина Пештера (3010 м. над у.м.). Её гребень в дождь недавно штурмовали альпинисты. Мы же на её вершине должны побывать дважды, совершив восхождения по разным маршрутам – по северо-западному гребню (2 А) и по западному гребню (2 Б).

На южном горизонте за хребтом Пештеры спокойно дремлет ящер-вожак – вершина Минги-Кёль-Баши (Вершина Тысячи Озёр), доминирующая в этом районе (3243 м. над у.м.).

А на севере, за третьей скальной ступенью долины, образованной верхним цирком перевала Кара-Джаш, горизонт перегораживают мощные и острые вершины-зубцы похожего на корону одноимённого горного массива, носящие названия Созарукова, Батак, Болгарско-Советской Дружбы, Димитров-100 и 40 лет Народной Республики Болгария. Здесь мы должны совершить восхождение на Батак (3130 м. над у.м.), пройдя его сильно рассечённый, состоящий из скальных башенок и провалов острый гребень (2 А), обрывающийся отвесами к долине Верхней Запятой.

14 октября, День 5.

Дождь перестаёт, постепенно разъяснивается, теплеет.

Ранний подъём, завтрак и выход на маршрут на перемычку между вершинами 60 лет КЧАО и Пештера. Надеваем снаряжение и начинаем двигаться по гребешку 60 лет КЧАО. Маршрут очень прост, что позволяет нам повторить командную работу с верёвкой и снаряжением и взаимодействие связок, а также исправить некоторые недочёты.

Вскоре оказавшись на вершинке, дюльфером спускаемся с неё в направлении озера и, не теряя времени, отправляемся к началу маршрута 2 А на Пештеру. Для этого мы возвращаемся на перемычку и немного спускаемся за её перегиб по сплошной нестабильной осыпи, которая то и дело грозится сбросить камни из-под наших ног на голову товарищу.

Связавшись, начинаем движение вверх по маршруту. Затем немного перекусываем по-альпинистски, вскрыв консервы швеллерным крюком и использовав его же вместо забытой ложки. Продолжаем движение. Маршрут выглядит интересным и разнообразным для нас, что нас очень радует. Закладываем закладки, жумарим, работаем быстро и слаженно.

Внезапно за очередным перегибом гребня открывается головокружительный вид на невероятно красивую долину слева, к которой резко обрывается гребень горы. Это – долина реки Кашха-Эчкичат и Софийских озёр, сложенная из нескольких огромных крутых скальных ступеней.

Далеко внизу на первой ступени виднеется голубая гладь неглубокого озера Айматлы-Джагалы (Озера с Изрезанными Краями), высота которого составляет 2404 м. над у.м.

Далее к югу несколько огромных, на вид почти вертикальных скальных ступеней-дамб, из которых сочатся речушки и водопады, выводят в обширный цирк, замкнутый стеною массива Минги-Кёль-Баши в верхней части долины. Здесь, на высоте примерно 2811 м. видны три крупных и несколько мелких каровых озёр. Самое высокое из них — Северное. Его гладь черна и мрачна.

Совсем рядом с ним, отделённое хрупкой скальной перемычкой, лежит другое озеро – Большое Софийское, совершенно не похожее на предыдущее. Его гладь ярка и чиста, как безоблачное небо, и искрится под солнечными лучами.

Чуть ниже и восточнее Большого видно некрупное Нижнее озеро, тоже голубое, в которое из Большого озера водопадом сбегает река Кашха-Эчкичат.

Всю эту удивительную панораму завершает гора София, венчающая своей заснеженной хрустальной верхушкой окрестные горы, возвышающиеся над озёрной долиной.

От увиденной красоты перехватывает дыхание! Продолжая двигаться по маршруту, невольно посматриваю влево, отчётливо представляя себе картины древней геологии Софийской долины: как ниспадал в незапамятные времена с крутых ступеней гигантский ледопад, как своей массой продавил и проутюжил он гладкие троговые уступы, в понижениях которых при своём таянии оставил удивительной красоты несколько бирюзовых слезинок и одну чёрную.

Выходим на вершину. Отсюда хорошо просматривается путь из нашей долины в Софийскую по самому краю гигантской скальной ступени. Решаем чуть позже обязательно там побывать.

Спускаемся по осыпному склону Пештеры и, довольные проделанной работой, возвращаемся к месту ночёвок с первыми каплями дождя.

15 октября, День 6.

Ночью дождь перешёл в снег. Он всю ночь тихо шуршал и стучался в тент нашей палатки. Неугомонный ветер беспокойно дёргал и теребил тент, расшатывая гибкие дуги каркаса, так что создавалось впечатление, будто нечаянный ночной посетитель просился приютить его.

Во тьме раннего утра завтракаем, наблюдая, как частые снежинки, выхватываемые из темноты светом фонариков, мечутся и сверкают в порывах ветра, а затем застывают на обледенелых округлых палаточных крышах или тонут в мрачной озёрной воде.

Выходим и, поднявшись к начальной точке хребта Пештеры (2 Б), надеваем снаряжение и связываемся. Наступают затяжные серые сумерки. Народившееся солнце никак не может выбраться из-за пелены снеговых туч. С гребня наблюдаем, как в серой долине у озера спрятались от ветра крошечные точки палаток, заметаемые снегом; как в другой серой долине с обратной стороны хребта снег ложится на серые скалы и тонет в серой глади Софийских озёр; как серые мошки сплошной пеленой роятся и падают, вытрясаемые ветром из серых туч.

А ветер действительно сильный. Он залепил льдом и снегом весь гребень, отчего двигаться по нему стало склизко. Медленно продвигаемся. Холодно. Особенно сильно мёрзнем, стоя на станциях и ожидая очереди на подъём. Ветер пронизывает, не оставляя надежды согреться. Ноги одеревенели, руки ничего не чувствуют, особенно при работе с металлическим снаряжением. Приходится яростно трясти руками и пританцовывать на месте, чтобы вернуть чувствительность замёрзшим членам.

Выходим к вершине с опорой на ледоруб, согнувшись в три погибели – иначе ветер, образующий на гребне неистовые завихрения, просто сбивает с ног.

Скорее уходим с вершины по пути вчерашнего спуска.

Наконец показывается солнце, снег перестаёт, унимается ветер. Согреваемся горячим питьём.

Мы с супругом отпрашиваемся у инструктора в поход к Софийским озёрам. Быстрым темпом поднимаемся на взлёт перед гребнем Пештеры и движемся туда, где в клубах белых облаков горделиво вздымает свои белоснежные сверкающие свежим снегом плечи София - гора-чаровница, гора-мечта!

Проходим по тропе над огромным обрывом, падающим пятисотметровым мрачным уступом к берегам Озера с Изрезанными Краями.

Показывается гладь Северного и Большого Софийских озёр, искрящаяся бликами в лучах солнца.

Пьём воду из озёр. Вода в Северном (тёмном) озере особенно вкусна! Отправляемся к Нижнему озерцу, следуя по замшелому игривому руслу реки Кашха-Эчкичат, сбегающему вниз маленьким водопадом.

Возвращаемся в лагерь.

Перед сном наблюдаем, как на ясном ночном небе проступают и яростно горят удивительно близкие звёзды. Отчётливо видна дуга Млечного Пути, берущая исток над вершиной 60 лет КЧАО и тонущая в тёмной глади стынущего озера.

Засыпаем, состегнувши спальные мешки – эта ночь предстоит особенно морозная. Мороз потрескивает сначала возле нашей палатки… потом пробирается под верхний тент… потом входит к нам и окутывает спальный кокон, в котором укрылись мы…

16 октября, День 7.

Пробуждение в 4 часа утра. Алмазной россыпью сверкает внутренний полог палатки и все вещи в ней!

Выходим наружу. Вокруг – ни дуновения! Яростно сияют звёзды. Озёрная гладь отливает изящным рисунком узоров, напоминающих листья древних папоротников – от края до края озеро покрылось льдом! Пробиваем его, чтобы набрать воду на завтрак и взять запас питья на маршрут.

Спешно выходим на крупную осыпь в направлении перевала Кара-Джаш (1А, 2990 м.), который соединяет долину реки Гаммеш-Чат с долиной ручья Караджаш западный, ведущую в долину Псыша. Снег и заиндевевшая земля хрустят под ногами.

Крутизна увеличивается. По крутому серпантину выходим к точке перевала, где нашим взорам открывается удивительная картина: далеко внизу неясно просматриваются изломанные очертания замёрзшего озера с крошечными точками палаток на его берегу, а ещё ниже… нет ничего... Всё тонет в бесконечной пелене облаков, поглотившей долину под озером, далёкий посёлок Архыз, предгорья и равнины, простирающиеся до самого северного горизонта. Южные долины и предгорья тоже укрыты белой пеленой. Из-за громады Пшиша, со стороны Грузии, ломится и медленно переваливает армада белых клубов. И над всем этим маревом стоим мы и понимаем, что стоило проделать этот путь во мгле, чтобы сегодня первыми увидеть солнце!

Рождается новый день. Чётко прорисовываются на юго-востоке острые клыки Главного Кавказского хребта. Величественный Пшиш облачается в пурпур, приветствуя первые благодатные солнечные лучи. Вершина Батак загорается красным.

Поднимаемся на его высокий гребень и начинаем двигаться в сторону вершины. Слева – отвесы. Справа – ещё более внушительный отвес, срывающийся в долину у озера двухсотметровым провалом. Гребень сильно рассечён, узок. Идти по нему – одно удовольствие! Работаем слаженно, жумарим, ползём, осёдлывая гребень, протискиваемся в узких кулуарчиках, поднимаемся на башенки и спускаемся с них. При этом верхняя часть туловища нежится в живительных солнечных лучах, а ноги в тени мёрзнут, т.к. по-прежнему не спадает сильный мороз.

За нашим восхождением внимательно наблюдает красавица София, реющая в ярко-синем небе; облачное марево внизу медленно растворяется, обнажая низины ущелий; прекрасно видна дуга Нижней Запятой.

Поднимаемся на вершину, где находим Гималайский молитвенный лоскут. Вот это сюрприз!

Дюльферяем вниз с внушительного отвеса, возвращаемся к перевалу и располагаемся на перекус. Тут я обнаруживаю, что вода, припасённая мной для питья, проросла в бутылке резными кристаллами! Вот это мороз! Хотя на солнце очень тепло.

По возвращению в лагерь обнаруживаем ещё один сюрприз – озеро по-прежнему сковано льдом от края до края! От его удивительных узоров сложно отвести взгляд. Жаль, что никто не прихватил с собой ледовые коньки!

Сворачиваем лагерь и покидаем места верхних ночёвок, выполнив программу третьего разряда по альпинизму. И хотя программа выполнена, сердца посещает щемящая грусть – ещё одно удивительное путешествие подошло к концу и останется только в нашей памяти. А как хочется ещё гор! Мы только-только почувствовали себя вполне готовыми для прохождения маршрутов-троек, но тут всё и кончилось.

Альпиниада подошла к концу, в Архызе медленно начиналась зима. Мы спускались по обледенелым скользким тропинкам второй ступени долины Гаммеш-Чат, проросшим длинными ледяными кристаллами, и очень старались, чтобы не поскользнуться под весом рюкзаков и не посворачивать себе шеи.

Топая по софийской дороге, оборачивались назад и махали руками на прощание горе Софии, порозовевшей в закатных сумерках. Это был день, рассвет и закат которого мы встретили в пути.

В базовый лагерь вернулись в полутьме, где нам устроили торжественный приём.

17 октября, День 8.

Несмотря на ночёвку внизу, мы изрядно продрогли, т.к. зима добралась уже и сюда. Полдня таял иней и лёд, тщетно озаряемый бессильными солнечными лучами.

После полудня мы отправились бродить по уже известному нам маршруту в долину реки Псыш, вновь, как и полгода назад, перепрыгивая и переходя вброд её протоки.

Вечером затеяли добрый праздничный ужин с вкусным шашлыком, сделанным своими руками. Новоиспечённым значкистам в знак их достижений подарили походный торт, изготовленный из раскрошенного печенья, халвы, мелко нарезанных сухофруктов и сгущенки.

18 октября, День 9.

На торжественном построении получили долгожданные книжки альпиниста с хорошими рекомендациями, вступили в члены Федерации Альпинизма России.

Свернули базовый лагерь и отправились домой, печально топая по инею и хрустя замёрзшими лужами, которые днём так и не растаяли.

Это был ещё один маленький шаг на пути по преодолению и познанию себя, на пути познания другого и мироздания.

Спасибо за прекрасную работу и хорошую компанию моей замечательной группе, моим добрым друзьям: Илье, Марине, Лёше, Бэле! Спасибо супругу Ивану!

Огромное спасибо нашему инструктору Константину Новикову за обучение, терпение и позитивный настрой!

Спасибо главному тренеру Владимиру Енину!

1. Сима, большое спасибо за проделанную работу! Замечательный отчет. Очень рада быть с вами в одной команде!)

2. Спасибо большое, Марина!
    С такой командой, как наша - хоть в огонь, хоть в воду!
    У нас впереди ещё много приключений!

3. Большое спасибо, за отчет!